Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:21 

Профдеформация


Часто натыкаюсь в фильмах и особенно книжках а тему деторождения. Обычно она упоминается вскользь, но порой довольно забавно наблюдать разные ляпы и нестыковки. Обычно они возникают либо от общей неосведомлённости автора в процессе (чаще когда пишет мужчина или девушка) либо от наложения личных впечатлений автора (человека, взрощенного современным технократическим обществом) на реалии, скажем фантазийно-средневекового мира.

Нестыковка первая. Акушерки.
Даже не так: сама идея о том, что в родах обязательно кто-то должен помогать. Она довольно юная. В России примерно до начала 20 века, в Европе - примерно до конца 19-го, в Азии - ещё ближе женщины рожали в основном самостоятельно либо с помощью свекрови или другой родственницы, свободной в данный момент от полевых работ. Повитуху звали либо когда тяжёлые роды (когда солнце над роженицей всходило второй раз), либо уже после рождения (в большинстве индо-европейских языков слово "повитуха" означает человека, осуществляющего послеродовый уход). Как правило сие лицо носило скорее религиозные, чем медицинские функции и призвано было закрыть врата на тот свет и разогнать тех, кто потенциально мог сглазить женщину.
В монаршьих семьях акушерки носили больше юридический характер (проследить, что именно этот ребёнок родился у этой королевы). Но это опять же в эпоху примерно с позднего средневековья на западе, а в России и того позже. Чем более варварское и менее демократичное общество, чем меньше политических свобод в нём имеют женщины, тем больше идёт перекос в сторону "запереть в тереме и никому не показывать, чтоб не сглазили".

Нестыковка вторая: "родильная" поза.
Если женщину не принуждать к родам в какой-то определённой позиции, то сама она положение на спине выберет лишь в одном случае - если её с детства убеждали, что именно так и нужно рожать. "Изобрёл" роды на спине король Людовик то ли 14, то ли 16, которому приспичило посмотреть, как рождается его наследник. А потом сначала мода пошла "рожать по-королевски", а потом просто все привыкли. В некоролевских семьях до начала-середины 20 века никто на спине не рожал. В дореволюционной России в некоторых местностях лежачее положение приравнивалось к "мёртвому", а стоячее - к "живому", т.е. положить роженицу на спину - однозначно записать её в покойники и мягко намекнуть, что зажилась она тут. В Англии до 50-60-х годов "официальная" родильная поза была - на боку.

Медицинская помощь во время беременности и родов.
В одной книжке был очень показательный диалог представителей разных культур: современно-технократической и традиционной.
- У наз целители - всегда мужчины.
- Что, и роды мужики принимают?
- А зачем для этого целитель?
Примерно такое отношение будет у среднестатистической женщины в среднестатистической культуре, эквивалентной примерно до конца 19 века (в аристократических семьях - начала того же века). Основной принцип ведения беременности: Бог дал - Бог взял. И, кстати, смертность непосредственно в родах была относительно низкой. Организм женщины устроен так, что, если ему не помогать, "не жильцы" будут либо скидываться в первой половине беременности, либо помирать уже после родов - в первый год-два. Где-то попадалась статья-воспоминания акушерки Освенцима. Так вот, смертность в родах там была нулевая. Именно потому, что заключённые либо не донашивали и скидывали сразу, либо уж мёрли после - от голода, тифа и других не связанных напрямую связанных с родами причин.
Физиология женщины устроена так, что чем меньше её в родах трогают, тем меньше она мучается. Лекарственное обезболивание родов изобрели в середине 19 века, когда в эту сферу активно ломанулись мужики и женщины в силу своей стеснительности стали хуже рожать. (И, таки-да, толстовский князь Андрей действительно убил свою жену, поместив её в обстановку постоянного страха. Останься она в привычном ей окружении, может, и осталась бы жива).
Основная причина послеродовых смертей - инфекции и кровотечения из-за неотхождения плаценты. Причём если в современном мире больше боятся кровотечений (т.к. от инфекций есть антибиотики), то в дореволюционном было наоборот (кровотечений было меньше, т.к. не было родостимуляции, а инфекций больше, т.к. руки не мыли). Поэтому в послеродовом периоде в большинстве культур дают алкоголь и другие средства, усиливающие кровотечение, чтобы "промыть" матку изнутри.
Родильные дома "изобрели" в Европе в середине 19, в России - в начале-середине 20 веков. И поначалу это было место, где бездомные могли родить (т.е. не потому, что там врачи, а потому, что в роддоме лучше, чем на улице). И лишь после 1 мировой роддома начали воспринимать как реальное место, где рожают не только бомжики и проститутки.

Планирование беременности.

Чаще всего в современной литературе, когда надо как-то объяснить отсутствие беременности у сексуально-активной средневековой женщины, выдумывают какую-нибудь загадочную траву, эквивалентную современным контрацептивам. В нашем мире такой чудесной травы нет (которые есть - очень ядовиты и их использовать можно разве что в случае прерывания уже существующей беременности). В средневековом мире было три направления "контрацепции": губки, пропитанные кислым раствором (но с них у женщин рано или поздно начинаются дикие воспаления, так что это не для постоянного использования), прерванный половой акт и естественные методы. Причём последние являются достаточно надёжными при правильном использовании (я не только о высчитывании сроков, которой как раз у необразованной девушки вряд ли было осуществимо), а, в основном об изучении шеечной слизи, ощущений, различных симптомов, при сопоставлении которой можно добиться 98%-ной надёжности метода. В современном мире он не работает лишь потому, что о нём никто не знает. А вот в традиционных культурах такие вещи должны передаваться наравне с прочими бытовыми навыками и не являться чем-то особенным (потому и не сохранилось о них упоминаний).

В целом, при описании родильного обряда в сюжете можно очень неплохо показать культуру общества, к которому принадлежат участники.
Например, чем агрессивнее общество, чем больше нужно мужчин-воинов, чем им больше нужно менять под себя природутем больше в нём вмешательств в роды. (спартанцы, кидавшие мальчиков на пол, некоторые евреи, мусулмане и африканцы, делавшие обрезание новорождённым, причём иногда - обоих полов, северные народы, выносящие новорождённых на снег, и т.п.
Чем более "экологичное" общество (индейцы, малазийцы, некоторые африканцы. которые не охотники, а больше собиратели), тем наоборот роды проходят в более интимной обстановке, чаще всего - в одиночестве и вообще без посторонней помощи.
Чем более "ячейковая" семья, тем чаще в родах участвует отец ребёнка. При общинном строе мужчины в роды не допускаются, а появляются уже позже (через несколько часов, а то и дней). Вплоть до того, что в некоторых полинезийских племенах есть специальные хижины за пределами деревни, в которые женщины выселяются на время менструации и околородовый период.
Как правило религиозные верования также отражаются на родильном обряде. В христианских культурах, где роды - наказание бабам за грехи, специально накручивается страх перед сексуально-родильной темой, обрядовость выстроена так, чтоб женщине жизнь мёдом не казалась. В языческих культурах, где важнее сохранение рода, культура и воспитание наоборот направлены на то, чтобы девочке как можно легче дались начало половой жизни и роды.
Отношение к перинатальному периоду зависит также от принадлежности к определённому сословию. Крестьянская община заинтересована в любых рабочих руках, дети рано припахиваются к полезному труду, поэтому и деторождение поощряется. Соответственно, в чести полнокровные гинекоидные женщины, высок статус матери по сравнению с девушкой, обстановка в родах ближе к физиологичной. В аристократических семьях большое количество наследников не приветствуется (т.к. чем больше наследников, тем труднее поделить наследство), поэтому всё направлено на ограничение деторождения (культ девственницы, мода на андроидно-антропоидных астеничных барышень, множество обрядов, призванных затруднить роды и убедить женщину рожать пореже). Городские жители так же не заинтересованы в размножении, т.к. в городских условиях ребёнок дольше остаётся обузой семье, да ещё и мать отрывает от производительного труда. Поэтому там та же печенька - родовая обрядовость направлена против размножения (наиболее яркий пример - викторианская эпоха).

URL
Комментарии
2013-11-06 в 13:01 

фелисфеникс
зло и гнарь (с)
Замечательный пост, утащу к себе цитатой.

   

Зеркало

главная