16:18 

Боевые искусства и военные действия. Да, ещё одна профдеформация

Продолжая тему киношно-литературных ляпов, хочу сказать пару слов про боевые искусства, обучение всяких там наёмных убивцев и прочих дерущихся личностей.
Я немножко занималась. Не скажу, что сильно, но зато отец мой преподаёт самооборону уже больше 20 лет. Так что знания больше наблюдательные.


Крики в бою.
Самый любимый ляп постсоветского пространства - это каратистский крик "киай" или "кия-а" или "я-а-а-а-а". Он настолько распространён в описаниях боёв и киношных спецэффектах, что, кажется, даже сами японцы начали его использовать.
На самом деле "киай" с японского языка переводится как "резкий выдох со звуком". Т.е. не важно, какой звук издаётся. Вероятно, в то время, когда карате в СССР изучалось, в основном, по книгам "самиздата", кто-то не стал заморачиваться с переводом, отсюда и повелось.
Вообще, крики в бою бывают трёх видов.
Первый - в начале атаки, когда надо подбодрить войско. Это классическое "Ура!2, "За Родину, за Сталина!" и т.п. Крик при этом как правило длинные. Обычно они оканчиваются на "а", потому что его можно довольно долго тянуть (ура-а! алла-а! банза-ай! а-ль-а-а-арм! или ан гя-а-ард!) Тут же бывают уместны и девизы, короткие лозунги.
Второй вид крика - это когда надо внезапно отвлечь противника в бою, чтобы либо вырваться и убежать, либо нанести неожиданный удар. Как правило это что-то короткое, опять же, обычно - звук "а". Ну. либо что-то типа "Пожа-ар!" Хотя в этом случае крик рождается спонтанно, поэтому порой он бывает весьма необычным. У нас в городе был такой случай, когда на женщину вечером напали бандиты. Она сообразила, что надо звать на помощь, но со страху не сообразила - как. И с перепугу заорала "Ура!" Грабители обратились в бегство :)
И третий тип - это пресловутый "киай". Цель его - создать напряжение мышц брюшного пресса, чтобы усилить удар. Это очень короткий крик. Его кричат не заранее, а именно в конце удара. И как правило получается либо рычание, либо что-то похожее на "ха", "хэ", "хы", "хэк" и т.п.

Обучение боевым искусствам.
По поводу обучения существует масса стереотипов, которые не всегда соответствуют жизни.

ядлительность обучения. С востока к нам пришла мысль, что настоящий мастер должен обучаться годы и десятилетия... Ну, что я могу сказать. Понятно, что на востоке - там своя философия, для них процесс важнее результата. На практике получается так. Чтобы научить человека нормально драться (на уровне продвинутой самообороны), нужно год заниматься 3 раза в неделю по 2 часа (проверено на практике). Ну, если у человека какие-то нелады с телом - два-три года. Этого достаточно, чтобы успешно отбивать атаки грабителей на улицах современного города. Если заниматься ежедневно и дольше, чем 2 часа, то за год-два можно воспитать вполне приличного бойца уровня "спецназа". Т.е. уже такого, который сможет нормально воевать. Дальнейшее обучение как правило - это совершенствование техники и физических данных, оттачивание базовой техники под себя. Ну и познание философии стиля, куды ж без него :)

Обучение с малых лет. Это скорее не ляп, а штамп сознания. Действительно, мальчиков традиционно часто наинают обучать боевым дисциплинам лет с 7. Однако серьёзную технику им давать бесполезно до 13-14 лет (пока у них не произойдёт скачок роста). Дело в том, что в этом возрасте у мальчиков резко меняются пропорции тела. И часто бывает проще обучить подростка с чистого листа, чем переучить того, который уже что-то умел, но техника перестала подходить его новому телу. У девочек таких проблем нет, они растут более равномерно. Поэтому до подросткового возраста, ребятам лучше заниматься общефизическими нагрузками и... да, философией можно.

Курс дегуманизации. Это очень часто используемый в литературе/кино сюжет: когда человек попадает в какую-то боевую школу, и его там бьют, бьют, а потом на него находит сатори, и он познаёт искусство боя. На самом деле такой курс действительно имеет место при обучении (независимо от стиля). Человеку психологически очень трудно бывает ударить другого человека (особенно, если он рос в культуре, где драки не приняты).
Существует два метода дегуманизации: мягкая и шоковая.
Мягкая дегуманизация не предполагает у ученика чувства страха. Приучение к чужому телу идёт постепенно. Сначала противники просто толкаются. Потом добавляются толчки руками, потом захваты, ноги, и так правила расширяются до полноценного спарринга. При таком подходе дегуманизация длится от нескольких дней до нескольких (2-3) месяцев.
Шоковая дегуманизация как правило имеет место во время инициации воина (например, сдача на пояс у современных единоборцев). Особенность её в том, что против ученика выставляют заведомо более опытного бойца. И если описание боя идёт от лица этого самого ученика, то у него ощущение полное, что его убивают. Однако более опытный воин нужен как раз для того, чтобы создать такое ощущение, но при этом не покалечить ученика (а иначе это слишком расточительно - калечить учеников). Разумеется, в боевичках этот сюжет описывается так, что в итоге ученик разозляется и укладывает своего более опытного противника на обе лопатки. В жизни чаще всего ученик проигрывает этот бой, но в голове реально что-то переклинивает.
Другой вариант шоковой дегуманизации - когда человека сначала выматывают до предела, что он соображать перестаёт. Потому что когда голова отключается, тело выдаёт лишь ту технику, которую человек будет использовать в реальном бою.
Шоковую дегуманизацию обычно применяют к уже кое-чему научившимся студентам. Для новичков она просто бесполезна, скорее навредит, чем поможет.
Что касается битья палками по голове и прочим прибамбасам, которые обычно любят показывать в оооочень крутых бойцовских школах - смысла в них нет. Это всё чисто рекламный трюк, чтобы показать крутость школы.

Форма одежды и антураж.
Самая прикольная вещь, которую повторяют из сюжета в сюжет - использование для обучение определённой униформы (кимоно, занятия босиком, перчатки и т.п.).
Следует понимать, какова цель ношения униформы.
Японцы носят кимоно. Все. И мужчины, и женщины. Логично, что и тренируются они тоже в кимоно, потому что, случись какая драка, наиболее вероятно, что они в этот момент будут в кимоно.
У японцев же в домах принято всегда разуваться. Поэтому если занятия проходят в додзи, то они там разутые. И на тотами, потому что принято у них там - стелить в домах тотами.
А теперь представьте ситуацию. В Сибири обучается человек самообороне. Каков шанс, что бандитов он встретит, прогуливаясь босиком и в кимоно? Скорее всего, он будет в джинсах и уж точно обутый. Потому что в Сибири, особенно в холодное время года, очень неудобно ходить босиком.
Ещё забавнее сюжет: школа, где обучают космических наёмников. Т.е. технологии со всякими там бластерами и прочими гаджетами. Какова вероятность, что такой вот наёмник будет действовать босиком и в кимоно?
Поэтому одежда бойцов, конечно, должна быть крепкая, но она должна максимально стремиться к привычной, той, в которой придётся биться. Если учат рыцаря - это латы, если уличного бойца - обычная футболка сойдёт.
Другой вопрос, если цель корпоротивной униформы - создать чувство единства. Как у солдат в армии. ТОгда, да, оно, конечно, надо.
Защитные средства также следует рассмотреть отдельно. Если цель - подготовить человека к соревнованиям, то да, они используются. В остальных случаях использовать защитное средство нецелесообразно. Это касается и матов/тотами. Человек привыкает, что при ударе/падении сюда ему не больно, и перестаёт это место защищать.

Злобный-злобный тренер.
Ну, тут, кстати, не так много ляпов. Но вообще, я замечаю такую тенденцию, что сильные люди, мастера боя, как правило имеют очень добрые лица.
Посмотрите на этих обаяшек? Убьют, и долго извиняться будут.



Ломание кирпичей.

А также досок, стен и прочего государственного имущества.
Как сказал кто-то из мастеров: "По кирпичам бить легко - кирпич не может дать сдачи". Для рекламки этот трюк хорош. Но в бою... а где в жизни может пригодиться ломание кирпичей?
Кроме того, отработка ударов по каменной поверхности чревата микротравмами кисти. И она приводит к ослаблению удара. Потому как против природы не попрёшь: человек неосознанно будет щадить свою любимую конечность.

Длительность боя.
Нормальный бой против одного противника заканчивается в течение минуты. На большее просто дыхалки обычно не хватает. Дальше начинается либо игра в догоняшки, либо у кого первым ноги подкосятся.
Против нескольких противников можно биться дольше, т.к. там идёт больше тактическая игра: те самые догоняшки, где один пытается встать так, чтобы один противник загораживал его от остальных. Бить вмногером одного крайне трудно, и для этого нужна поистине организованная команда.

Разговоры во время боя.

Ну, тут всё просто. Попробуйте пробежать с максимальной скоростью 100 метров, а потом, продолжая бежать, начинайте говорить пафосные фразы. Если получится - вставляйте в сюжет. А, да, если речь идёт о рыцарях - не забудьте во время этого забега взять в руки хотя бы парочку 16-килограммовых гирь. А если по-серьёзному, то разговоры уместны либо перед началом боя, либо после его окончания.

Вообще, чтобы иметь представление об ощущениях бойца во время реального боя, почитайте "Войну и мир". Там граф очень реалистично описывает самочувствие бойца: полную неразбериху, где свои, где чужие, чего делаю... Это потом всё причёсывается в красивый рассказ.

Следующие пункты касаются не столько бойцовского воспитания, сколько общевоенных или приключенческих сюжетов.

Хождение в атаку.
Кто служил в армии, и так знает, а остальным напоминаю: в атаку именно ходят. Т.е. не бегут с криком "ура!", когда до противника ещё метров 500, а именно идут быстрым шагом ("Ура" можно покричать либо в самом начале, чтоб найти в себе мужество начать движение, либо перед тем, как побежать). Бежать люди начинают метров за 20-50. Ну, лошади, может, пораньше. Хотя пробежать последние метры - это важно, даже если сидишь в обороне - всё равно в последний момент делают рывок навстречу.

Хождение по лесу.
Правило первое: лошади по лесу не ходят. Совсем. Даже на охоте они обычно скачут по редколесью или полю, а загонщики выгоняют дичь на охотников. А уж особенно если лошадей много. И по лесу ни одна нормальная лошадь не сможет идти быстро. Потому что они животные умные, они свои ноги берегут, а в лесу корни и прочие колючки.
Правило второе: лошади в лесу жрать нечего. Т.е. либо войско везёт с собой много овса, либо идёт весной и по степи. Ну либо с косой и как Добрыня Никитич из мультика: вперёд на заготовку фуража.
Ещё одно правило: по лесу ходить, в принципе, трудно. Даже пешком. И неподготовленный человек в лесу если и сможет сдвинуться с места, то, скорее всего, будет ходить кругами. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в какой-нибудь более-менее дикий лес. Леса современной Европы (да и Европы нового времени) практически начисто лишены подлеска: там для отопления запрещено было рубить деревья, поэтому население вычищало любую мелкую поросль на хворост. Вспомните страшный-ужасный лес из фиьма про Гарри Поттера. Если же описывается лес, где реально никто не ходит, продраться по нему крайне сложно из-за обильного подлеска.

Пропитание в дороге.
Классическая картина, когда путешественник кого-нибудь в дороге подстреливает, насаживает на вертел и жарит. Целиком, ага.
Если живность жарится целиком, её едят как шаурму - срезая поджарившиеся кусочки. А скорее всего просто закопают в землю под костром и запекут. Или сварят, если есть котелок. Потому как стругать шаурму хорошо летом на шашлыках, а не когда после дневного перегона спать хочется поскорее.

Стоянка.
Это уже совсем не в военную тему, но всё же припишу. Зима. Заброшенная избушка. Путешественник приходит туда, топит печку и греется. Скажу вам как обладатель избушки и печки: зимой (при хотя бы -5 градусах) тепло в этой избушке становится в лучшем случае часов через 12. Хотя, конечно, лучше, чем в снегу.

URL
Комментарии
2013-11-29 в 16:50 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Интересная статья получилась. А чем вызвана?

2013-11-29 в 19:49 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
На самом деле "киай" с японского языка переводится как "резкий выдох со звуком".
На самом деле нет).

2013-11-29 в 20:43 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
А как?

2013-11-29 в 20:59 

Интересная статья получилась. А чем вызвана?
В основном, наличием свободного времени.

URL
2013-11-29 в 21:02 

На самом деле нет).
За что купила, за то и продаю. Японский у нас папа знает, а я его слова цитирую.
В люом случае, суть от тонкостей перевода не меняется, крик "киай" не помогает в усилении удара.

URL
2013-11-29 в 21:11 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
У "киай" довольно много нюансов значений, но ни одно из ни не включает "резкий выдох со звуком"

Самые распространенные варианты:
1. "Матч/бой". Именно это, я подозреваю, и кричат перед началом боя, как "хадзимэ" (начали), подразумевая, что сейчас начнется кулачный бой.
2. "Показывать напор".
3. "Пыл боя". Что-то типа "чувствовать пыл боя".

И, да, "киай" используется в качестве возгласа, междометия, но не обозначает его. Непосредственно, "резкий выдох со звуком или свистом" это "коки" (呼気;)

2013-11-29 в 21:14 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
inling, зато "киай" может использоваться:
- для объявления начала матча
- для устрашения соперника, т.к. показывает боевой настрой

Вообще я посчитала адекватными претензиями только последние пункты. Кино есть кино, а особенно такого жанра как боевик. Кино не должно быть полностью правдоподобным (оно может быть, но не должно), потому что создает отдельную, художественную реальность.

2013-11-30 в 06:44 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Видела я художественную реальность про бои, созданные исландцами. На удивление лаконично, реалистично и подчеркивает художественные достоинства двух текстов: саги как основы сценария и фильма.

2013-11-30 в 18:54 

Кино тоже можно снять без откровенных ляпов. А уж книгу написать тем более можно без клюквы, потому что у писателя ограничений явно меньше, чем у режиссёра.

довольно много нюансов значений
Второй пункт вполне можно трактовать в том смысле, в котором трактует папа.
В любом случае, сути дела это не меняет и смысла статьи никак не искажает.

URL
2013-11-30 в 19:30 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
inling, Кино тоже можно снять без откровенных ляпов. А уж книгу написать тем более можно без клюквы, потому что у писателя ограничений явно меньше, чем у режиссёра.
Можно, но не всегда нужно.

Второй пункт вполне можно трактовать в том смысле, в котором трактует папа.
Нет, нельзя.
Там имеется в виду именно глагол. Например: Он показал напор, потому победил (каре-ва киатта, дакара катта).

2013-11-30 в 19:37 

Ещё раз спрашиваю: как тонкости перевода влияют на смысл статьи?

URL
2013-11-30 в 19:37 

Можно, но не всегда нужно.
Ну, если есть цель посмешить народ, то да, конечно :)
А вообще, хорошим примером того, почему нельзя допускать грубых ляпов, является само это обсуждение. Посмотрите: я допустила в статье неправильный перевод, который не изменяет смысла статьи. Но Вы, увидев неточность, уже не видите ничего за ней - взгляд непроизвольно зацепился за ляп, и доверия статье уже нет, хотя ляп незначительный.
То же самое происходит и в литературе/кино. Голливудские мордобителки спасает лишь то, что народ прочно приучен к тем стереотипам, которые там крутят. Да и то порой коробит.
Я видела немало фильмов, где боевые сцены либо хорошо проработаны, либо их так изящно обставили, что придраться не к чему: подробностей не показано, а общий вид без клюквы. Поэтому сделать можно. И фильм/книга от этого только выигрывает. Другой вопрос, что автору/режиссёру часто лень или неинтересно этим заниматься. Либо продукт делается в расчёте на широкую. не очень обременённую здравым смыслом публику.

URL
2013-11-30 в 20:24 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
inling, я сейчас не качество современного кинематографа беру, у которого, кстати, проблемы с логикой развития и сюжетом, что уж тут говорить о каких-то боевых сценах. =_=

Но Вы, увидев неточность, уже не видите ничего за ней - взгляд непроизвольно зацепился за ляп, и доверия статье уже нет, хотя ляп незначительный.
Не надо делать выводы за меня. Статье я верю. Для меня найденная частная ошибка не опровергает автоматически все.

Ну, если есть цель посмешить народ, то да, конечно
Нет, не только.
Сделанные "неправильно" сцены тех же боев куда интереснее и привлекательнее.
Извините, но меня, как большинство девушек, не интересует минутная драчка в майках и джинсах. Растертые маслом по пояс голые мужики, ведущие пятиминутный бой - тире - бег с препятствиями - тире - диалог о противостоянии добра и зла, мне куда интереснее и привлекательнее. И я знаю, что когда герой от пинка пробивает 3 стены, вскакивает на ноги и, сделав тройное сальто, несется в атаку, то это малость неправда, зато как зрелищно!

2013-11-30 в 20:27 

Tomoe no Ruu
Мир любит чудеса и героев. (Б. Шоу)
inling, Ещё раз спрашиваю: как тонкости перевода влияют на смысл статьи?
Никак. Это просто моя профдеформация.

С посылом статьи я просто отдельно не согласна.

   

Зеркало

главная